Каталог статей

Главная » Статьи » ЛОГОПЕДИЯ

Артикуляционная гимнастика

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для детей

  1. Артикуляционные упражнения должны проводиться ежедневно в течение 5 мин, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.
  2. Каждое упражнение ребенок должен повторять 5-7 раз.
  3. В конце каждого упражнения органы речевого аппарата должны вернуться в исходное положение.
  4. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  5. Во время работы перед зеркалом нужно следить за тем, чтобы у ребенка работали только те мышцы, которые тренируются в данном упражнении. Шея и плечи должны быть не напрягаемыми.
  6. Во время выполнения упражнения целесообразно использовать свою ладонь и ладонь ребенка для имитации движений языка.
  7. Каждое упражнение ребенок должен выполнять медленно, ритмично и четко, считая мысленно или под счет взрослого.
  8. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным
  9. Гимнастика не должна надоедать ребенку и вызывать его переутомление. Для это лучше проводить  ее эмоционально, в игровой форме.
  10. Упражнения выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  11. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
  12. Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
  13.  Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений

Для щек

1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2. Сытый хомячок.

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2?photo=57

Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3. Голодный хомячок.

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-2?photo=48

Втянуть щеки.

4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Упражнения для губ

 

1. Улыбка

Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны

2. Хоботок (Трубочка)

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-1?photo=59
Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10. Если ребенок не может самостоятельно произвольно вытянуть губы, можно предложить ему дотянуться губками до конфеты. Можно пропеть вместе с ребенком звук У. В дальнейшем можно чередовать упражнения 1 и 2.

3. Улыбка (Заборчик)

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-1?photo=60

Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

4. Бублик (Рупор)

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-2?photo=42
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

5. Заборчик — Бублик. Улыбка — Хоботок
Чередование положений губ.

6. Кролик
Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

7. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.

8. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

9. Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

10. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

11. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».

12. Уточка.
Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

13. Недовольная лошадка.
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.

14. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:
— сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
— удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
— удерживать губами марлевую салфетку — взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для языка

Статические:

1. Птенчики
Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

2. Лопаточка

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-1?photo=54

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

3. Чашечка

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-2?photo=43

Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

4. Иголочка (Стрелочка. Жало)

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-1?photo=51

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

5. Горка (Киска сердится)

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-2?photo=49

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

6. Трубочка

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-1?photo=58

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

7. Грибок

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-1?photo=50

Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 

 

 

 

 

 Динамические:

 

1. Часики (Маятник)

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-2?photo=44

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

2. Змейка

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.

3. Качели

Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

4. Футбол (Спрячь конфетку)

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-2?photo=46

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

5. Чистка зубов

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-2?photo=45

Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.

6. Катушка

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-1?photo=53

Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубь рта.

7. Лошадка
Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

8. Гармошка

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-2?photo=47

Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

9. Маляр

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-1?photo=55

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.

10. Вкусное варенье

http://logopedia.ucoz.com/photo/artikuljacionnaja_gimnastika/2-1?photo=61

Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

11. Оближем губки
Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 

 

 

Категория: ЛОГОПЕДИЯ | Добавил: vladlogoped (02.10.2016)
Просмотров: 395 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0