Каталог статей

Главная » Статьи » ЛОГОПЕДИЯ

Логопедические разминки как средство коррекции и профилактики нарушений письменной речи (для учителей и родителей)

Под логопедическими разминками  понимаются логопедические игры, приёмы, упражнения, направленные на развитие речевых умений, навыков, коррекцию и профилактику различных речевых нарушений.

Логопедические разминки используются в специальной школе на любых уроках (а также на любых занятиях в ГПД) и являются важным звеном в осуществлении таких направлений работы школы как пропаганда логопедических знаний и сотрудничество учителей и воспитателей с логопедом. Кроме этого, такие упражнения могут использоваться родителями дома после необходимых инструкций логопеда.  Логопедические разминки закрепляют речевые умения и навыки, полученные детьми на логопедических занятиях, активизируют умственную и речевую деятельность, помогают закреплению материала уроков русского языка, подготавливают к восприятию новых тем, повышают результативность логопедической работы. Всем известно, что эффективность логопедической работы во многом определяется закреплением полученных на логопедических занятиях умений в других ситуациях (в классе на различных уроках, в ГПД, в домашних условиях). Логопедические разминки, проводимые учителями на других уроках, играют важную роль в коррекции и профилактике речевых нарушений. Методическое объединение учителей-логопедов школы №663 разработало логопедические разминки для различных классов, различных уроков, для развития различных сторон речи. Мы рекомендуем проводить их как комплекс упражнений, рассчитанный на 4-6 минут от урока. Логопедические разминки могут иметь различные названия (логопедические минутки, в гостях у слова, слуховые упражнения, фонетические разминки, слоговые разминки, орфографические разминки, грамматические упражнения, артикуляционные и пальчиковые игры и т.д.) и условно делятся на группы в зависимости от целей разминки. Они составляются учителем-логопедом и рекомендуются для использования учителям школы и воспитателям ГПД на различных этапах урока (или внеклассного мероприятия) в зависимости от его темы, задач, содержания. Возможно проведение логопедических разминок учителями-логопедами. Важно обращать внимание на то, чтобы логопедические разминки гармонично вливались в урок, были связаны с темой и содержанием конкретного урока.

Для коррекции письменной речи и профилактики ошибок чтения и письма возможно использование следующих логопедических разминок:

1. - найди букву среди других

 - построй букву из счетных палочек

 - узнай букву по ощущениям (по записи на спине, в «Волшебном мешочке»)

2. – найди спрятанную в фигуре букву

 - узнай сломанную букву

 - преврати букву в другую

 - назови буквы, наложенные друг на друга

3. – на плакате с картинками назвать предметы с определенным звуком

 - выбрать картинки с заданными звуками

 - назвать первый, последний звуки в указанных предметах

4.- сложить слово из первых букв ряда слов

 - назвать слова по цепочке на заданный звук

 - заменить  букву в слове, чтобы получилось новое

 - переставить звуки в слове

5.- вставить пропущенную букву

6. - подбери слова на заданный звук с различным количеством звуков

7. - чтение, повторение и сравнение слов, отличающихся одной буквой

 - найди слово в слове

 8.- разгадай ребус

 9.- выложи слово из кружков, гласных

 - подбери слово по схеме

Слоговые разминки играют важную роль в тренировке навыка чтения, закрепляют зрительный образ слога, развивают внимание, память, пространственные представления, закрепляют произносительные навыки. Эти упражнения проводятся по слоговым таблицам с различными инструкциями:

 - читай слоги, которые я покажу

 - покажи слог, который я назову

 - прочитай слог под слогом…, над слогом…, справа от…и т.д.

 - подчеркни одинаковые слоги одним цветом (ми-ли-ли-ши-ми-щи-ми-ши)

 - найди такой же слог, какой слева (пто/ тпо пот тпо пто отп )

 - прочитай цепочку слогов, соблюдая ударение

 - прочитай слоги, написанные разным шрифтом

 На уроках русского языка в средней школе полезно предлагать «трудные слоги»,  закрепляющие правила орфографии:

 Чья-чьё-чьи- чью,  ля-лья  ви-вьи  тё-тьё, лью-шью-бью-вью-пью,

 чка-чки-чку,  чна-чны-чно, лаг-лож-лаг

 Широко используются на уроках русского языка орфографические разминки:

 - Выпиши из слов только орфограммы

 - Выпиши только корень слова

 - Найди одинаковую часть слова (перелёт-переход), подбери с ней слова

 - Найди отличия в словах (леса-лиса, лёт-лёд, отварить-отворить)

 На любом  учебном материале можно использовать следующие игры.

 «Найди лишнее»: Дима, Коля, Катя; Лесник, лиса, лисий; Точка, тире, корень;

 Грач, рожь, камыш. В.езд, л.ёт, в.юга; «Разбей на группы»: Подъезд, объём, пьём, шьёт; «Найди ошибку»: Отьезд, братя, въёт

Для развития и обогащения словаря и коррекции грамматического строя речи логопеды предлагают известные в логопедической практике лексико-грамматические упражнения. Часто используются задания «Измени слово по образцу» (стоишь-стоим, учишь-…; красивая-красива, красивый-…), «Выбери правильный ответ»(материалы тестов), «Подбери подходящее слово». Интересна логопедическая разминка «В гостях у слова», которая предполагает комплексную работу со словом в течение 3-5 минут (включает подбор разных частей речи, однокоренных слов, синонимов, антонимов, ассоциаций)

Представленные логопедические разминки и отдельные упражнения - лишь малая часть собранного материала. Опыт показывает необходимость и важность применения логопедических разминок в коррекционной работе школы для учащихся с ОВЗ. А внимательные и заинтересованные родители могут  воспользоваться данными советами в занятиях со своими детьми!

Категория: ЛОГОПЕДИЯ | Добавил: vladlogoped (05.08.2014)
Просмотров: 2877 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0