Каталог статей

Главная » Статьи » РУССКИЙ ЯЗЫК

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ И УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ  УПРАЖНЕНИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ И УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Владимирская Т. Е.  учитель-логопед и учитель русского языка и литературы  Государственное бюджетное специальное коррекционное    общеобразовательное учреждение  (ГБСКОУ)  для детей с  ограниченными возможностями здоровья школа  № 663, г. Санкт-Петербург.

Лексико-грамматические упражнения (ЛГУ) – специально подобранные задания, игры для формирования, развития, коррекции, совершенствования лексико-грамматического строя (ЛГС) речи.  ЛГС включает в себя  словарный запас, навыки словообразования, грамматическое оформление предложений, построение связных высказываний. Для определения точности понятий обратимся  к словарям.

 «Лексико-грамматический – характеризующийся единством лексических и грамматических свойств, соединяющий те и другие свойства. Лексика – вся совокупность слов» (словарь логопеда под редакцией В. И. Cеливерстова, 1997).  «Термин  "лексика" (т.е., словесный, словарный) служит для обозначения словарного состава языка» (Д. Е. Розенталь "Современный русский язык", 1991). «Грамматика – это совокупность правил об изменении слов и сочетаний слов в предложении» (С. И. Ожегов  "Толковый словарь русского языка",  2001).

Для учащихся с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи характерно недоразвитие лексической и грамматической сторон речи. Недоразвитие ЛГС речи выражается в бедности словарного запаса, неточном употреблении слов, смешении понятий по различным признакам, ошибочном образовании и изменении слов, неумении правильно построить предложение, большом количестве аграмматизмов.

При обследовании речи таких детей логопед отмечает следующее:

 - незнание многих элементарных понятий

 - ошибки при образовании и изменении слов

  - трудности при классификации слов, подборе обобщающих понятий

  - ошибки в согласовании различных частей речи

  - неправильное использование предлогов, незнание их значения

Школьникам с недоразвитием ЛГС речи для овладения грамматически правильной речью, для усвоения словаря необходимы специальные упражнения, циклы занятий, целенаправленная работа в этом направлении.

Работа по коррекции ЛГС речи у учащихся коррекционных школ ведется на всех занятиях, в урочной и во внеурочной деятельности. Конечно, главную роль в работе по развитию и коррекции ЛГС играют учителя-логопеды и учителя русского языка и литературы.  

На логопедических занятиях и уроках русского языка  широко используются различные  ЛГУ, которые гармонично вливаются в урок. Речевой материал подбирается с учетом темы урока (занятия), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их развития. В своей работе особое внимание уделяем формированию языкового чутья, воспитанию и поддержанию интереса к слову, развитию мышления и представлений, профилактике  и коррекции дизорфографии, практическому овладению языком с помощью тренировочных упражнений.

  Через использование ЛГУ реализуются три основные цели в работе над ЛГС речи:

  - уточнение, обогащение, актуализация, систематизация словаря;

  - развитие навыков словообразования и словоизменения;

  - развитие навыков лексической и грамматической сочетаемости слов. Многообразие и классификация ЛГУ широко представлены в специальной литературе  авторами  В. Волиной, Л. Г. Парамоновой, Н. В. Новоторцевой.

Системы ЛГУ даны в пособиях  «Формирование лексико-грамматических представлений» (Т. А. Ткаченко, 1999),  «Формирование лексики и грамматического строя» (Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, 2001). Перечислим  некоторые ЛГУ: «один - много»,  «кто что делает?»,  «кому что дадим?»,  «продолжи ряд», «подбери пару», «ассоциации», «закончи фразу»,  «скажи по-другому» и  т.д. Каждое упражнение направлено на формирование определенного навыка, может иметь конкретное («один – много») или обобщенное («подбери пару») название. Приведем  несколько примеров ЛГУ с речевым материалом:

1.«Установи аналогию»

Кот - котята, лев - ... , собака - ...     

Стол - столы, стул -  ... ,  ребёнок - ...

Пять - пятьсот, семь - ...

Лететь - летящий, петь - ...

Хороший - хорош, плохой - ...

2. «Сгруппируй слова»

Стол, роза, ромашка, шкаф

Учебник, указка, мяч, парта, скакалка

Горе, горевать, горочка, пригорюнился, горный

Врачом, шорох, свинцом, шепот, крыжовник    

Воевать, биться, охранять, сражаться

3. «Найди  лишнее»

Капуста, морковь, яблоко

Корова, лось, овца, лошадь

Дима, Коля, Катя, Костя  

Лесник, лесная, лисичка, лес

Дочь, речь, грач, печь

4. «Найди отличия»

Ученик – учитель, лиса – собака, орёл – Орёл, пять – петь, ключ – ключик, будут – буду, плащ – плач,  лежи – лижи, чистота – частота, мой – мои,  моется – моются, сел – съел,  пришёл – перешёл, берёзка – берёзонька, светлый – светлой,  нечему – ничему.                                

5. «Выбери правильный вариант» (тестовые задания).

У лошади: лошадёнок \ жеребёнок \ телёнок                                                                                

Рыбы живут: под рекой \в реке\ на реке                                                                  

Одно яблоко \одна яблоко

Синее глаза \синие глаза 

Плесать \ плясать\ плисать                                     

6. «Найди сходство»

лиса – волк,  мяч – арбуз,  утёнок – котёнок,  приставка – суффикс,

гитарист – баянист,  подбежать – подъезд,  водопад – звездопад.

Прокомментируем самую распространенную игру  «один – много » («много – один»).  Это упражнение используется при изучении и закреплении материала различных тем (и на логопедических занятиях, и на уроках русского языка):

 - при работе со звонкими и глухими согласными (столб – столбы,  лебедь – лебеди, стриж – стрижи);

 - при работе  над правописанием «ши – жи» (ёрш – ерши, гараж – гаражи);

 - при работе с правилами написания мягкого знака в словах (гости – гость, окуни – окунь, грачи – грач, мыши – мышь, воробей – воробьи);

 - при работе над безударными гласными (сосна – сосны, трава – травы).

 Так, многократная тренировка одного умения (изменения по числам) в различных ситуациях даёт прочный навык.

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: vladlogoped (30.11.2014)
Просмотров: 2646 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0