Каталог статей

Главная » Статьи » РУССКИЙ ЯЗЫК

РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ И УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШК

РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ   ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ И УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ (2014, 1 марта, для ИСПИП)

Владимирская Т. Е., учитель-логопед и учитель русского языка и литературы Государственное бюджетное специальное коррекционное    общеобразовательное учреждение  (ГБСКОУ)  для детей с  ограниченными возможностями здоровья школа  № 663, г. Санкт-Петербург.

Лексико – грамматический строй (ЛГС) речи включает в себя  словарный запас, навыки словообразования, грамматическое оформление предложений, построение связных высказываний.  Для учащихся с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи характерно недоразвитие лексической и грамматической сторон речи. В специальных коррекционных школах учителя сталкиваются с различными  проявлениями нарушения или недоразвития ЛГС речи.

 Недостатки в развитии ЛГС речи выражается в бедности словарного запаса, неточном употреблении слов, смешении понятий по различным признакам, ошибочном образовании и изменении слов, неумении правильно построить предложение,  аграмматизмах.

Большое количество учащихся имеют низкий уровень развития ЛГС речи,  это является общешкольной  проблемой, поэтому работа по коррекции ЛГС   у учащихся коррекционных школ ведется на всех занятиях, в урочной и во внеурочной деятельности. Конечно, главную роль в работе по развитию и коррекции ЛГС  играют учителя-логопеды и учителя русского языка и литературы.  

В своей практической деятельности (сочетая логопедическую работу и преподавание русского языка)  особое внимание уделяю формированию языкового чутья, воспитанию и поддержанию интереса к слову, развитию мышления и представлений, профилактике дизорфографии,  практическому овладению языком с помощью тренировочных упражнений.  Хочется отметить  важность связи уроков русского и логозанятий, логопедов и учителей русского языка и литературы, которые различными путями решают общие задачи.

Развитие лексики ведется через работу над однокоренными, сложными словами, синонимами, антонимами, омонимами, паронимами, многозначными словами. Большое внимание следует уделять способам образования слов, основным словообразовательным морфемам. Огромное значение придается  лексическому значению слов; значению отдельных морфем, их звучанию, единообразному написанию.

При формировании у детей словарного запаса важно обогащать их знаниями и представлениями о мире, воспитывать, развивать интерес к окружающему, побуждать к речевым высказываниям; показать важность и радость открытия тайн слов. Очень интересна работа с этимологией слова. Необходимо на уроках русского языка  и логопедических занятиях использовать различные словари. Это повышает творческую активность детей, учит работать с литературой. Этот вид работы доступен, интересен, полезен.

Развитие грамматики осуществляется через работу над грамматическими

формами слов; изменением слов по числам, родам, падежам; предлогами. Уделяется внимание связи слов в словосочетании и предложении. Работа направлена на овладение умением согласовывать слова друг с другом, выбирать нужную форму слова; на практическое усвоение грамматических правил; на развитие навыков правильного употребления предлогов. Необходимо вести работу по соотнесению слов определенной формы с соответствующим вопросом.

На логопедических занятиях и уроках русского языка с целью развития, коррекции, совершенствования ЛГС (а также профилактики лексических и грамматических  ошибок)  регулярно использую лексико-грамматические упражнения («один - много», «кто что делает», «кому что дадим», «продолжи ряд»,  «подбери пару», «ассоциации», «закончи фразу», «скажи по-другому» и т.д.). Речевой материал подбирается с учетом темы урока (занятия), возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Приведем  несколько примеров с речевым материалом:

1.Установи аналогию

Кот - котята, лев -..., собака - ...    

Стол - столы, стул - ...,  ребёнок - ...

Пять - пятьсот, семь - ...

Лететь - летящий, петь - ...

Окончание - связывать, суффикс - ...

Хороший - хорош, плохой - ...

2. Сгруппируй слова

Стол, роза, ромашка, шкаф

Учебник, указка, мяч, парта, скакалка

Врачом, шорох, свинцом, шепот, крыжовник    

Воевать, биться, охранять, сражаться

3.Что лишнее

Капуста, морковь, яблоко

Корова, лось, овца, лошадь

Дима, Коля, Катя, Костя  

Лесник, лесная, лисичка, лес

Дочь, речь, грач, печь

4. Найди отличия

ученик - учитель, лиса – собака,  орёл – Орёл, пять – петь, ключ – ключик, будут – буду, плащ - плач,  лежи – лижи,  чистота – частота, мой – мои,  моется – моются, сел – съел, пришёл – перешёл, берёзка – берёзонька, светлый – светлой, нечему -  ничему.                                

5. Выбери правильный ответ

У лошади:  лошадёнок \ жеребёнок \ телёнок                                                                                

Рыбы живут: под рекой \в реке\ на реке                                                                  

Одно яблоко \одна яблоко

Синее глаза \синие глаза                                        

6. Найди сходство

лиса – волк,  мяч – арбуз, утёнок – котёнок, приставка – суффикс,

гитарист – баянист, подбежать – подъезд, водопад - звездопад    

Прокомментируем самую распространенную игру  «один – много » («много – один»).  Это упражнение используется при изучении и закреплении материала различных тем (и на логопедических занятиях, и на уроках русского языка):

 - при работе со звонкими и глухими согласными (столб – столбы,  лебедь – лебеди, стриж – стрижи);

 - при работе  над правописанием «ши – жи» (ёрш – ерши, гараж – гаражи);

 - при работе с правилами написания мягкого знака в словах (гости – гость, окуни – окунь, грачи – грач, мыши – мышь, воробей – воробьи);

 - при работе над безударными гласными (сосна – сосны, трава – травы).

Категория: РУССКИЙ ЯЗЫК | Добавил: vladlogoped (30.11.2014)
Просмотров: 657 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0