Каталог статей
Главная » Статьи » РУССКИЙ ЯЗЫК |
СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УРОКАМИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ (Автор: Владимирская Татьяна Евгеньевна. Организация: ГБСКОУ (Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение) школа №663 для детей с ОВЗ. Должность: учитель-логопед, учитель русского языка и литературы.)
Связь логопедии и русского языка очевидна и не нуждается в особых доказательствах. Работа в специальной коррекционной школе седьмого вида для детей с задержкой психического развития (сейчас ГБСКОУ для детей с ОВЗ) более 15 лет учителем-логопедом и учителем русского языка ещё раз подтверждает это. Речь – основное понятие, связывающее две науки. Нарушения речи – общая проблема для учителей и логопедов специальных коррекционных школ. Развитие речи (в широком понимании) является общей задачей. Одинаково важны и часты в употреблении десятки слов, понятий, терминов. Например: язык, норма, речь устная и письменная, диалогическая и монологическая, развитие речи, коррекция речи, формирование, воспитание, речевые умения и навыки, звуки, буквы, слова, предложения, лексика, грамматика, текст, пересказ, чтение, письмо, общение, речевые игры, ребусы, правильность, красота речи, культура, овладение, понимание, языковое чутьё, словарь и т. д. Перекликаются и направления работы. Логопедия и русский язык (как школьный предмет) – педагогические науки, призванные воспитывать, развивать личность посредством развития речи (в широком смысле). На тех и других занятиях учителя ставят задачи обогащения словарного запаса, развития грамматического строя речи, развития логического мышления, различных видов анализа и синтеза, орфографической зоркости, коммуникативных навыков, формирования чувства любви к родному языку, понятия красоты речи. Большое значение придается развитию умения слушать, развитию слухового внимания, обучению связному высказыванию. Учитель русского языка и учитель-логопед требуют правильной, четкой, в меру громкой и медленной речи, полного ответа на вопросы, и сами должны являться образцом для речевого подражания. Логопедическое воздействие (как и воздействие уроками русского языка) осуществляется словесными, наглядными и практическими методами. В процессе формирования правильной речи специалисты коррекционного учреждения учитывают общедидактические и методические принципы обучения (связь умственного и речевого развития, коммуникативно-деятельностный подход, стимуляция речевой активности, формирование элементарного осознания языковых явлений) и опираются на принципы коррекции речи. И тем, и другим специалистам необходимо знание и понимание практического значения основных принципов русской орфографии (фонетического, традиционного, морфологического). Общими для логопедических занятий и уроков русского языка являются и многие темы: «Ударение», «Гласные и согласные», «Звуки и буквы», «Точка и большая буква в предложении», «Ь» и т.д. Логопеды работают на своих занятиях с сочетаниями «ши-жи», «чу-щу», с безударными гласными, предлогами и приставками. При планировании занятий логопед определяет не только логопедическую, но и грамматическую тему (сочетая материал с определенной лексикой). Логопедическая работа ведется с учетом программного материала по русскому языку. В средних классах коррекционных школ при коррекции дизорфографии в планирование включаются все основные (имеющие практическую значимость) темы соответствующего класса. Учителя русского языка могут использовать на своих уроках логопедические упражнения для закрепления определенных умений, для развития различных сторон речи. Учителя – логопеды и учителя русского языка часто используют одни и те же игры, упражнения, задания, одинаковую литературу с речевыми развивающими играми, занимательным материалом по русскому языку (например, всем известные книги В. Волиной). Ребусы, кроссворды, загадки, занимательные рассказы о явлениях и тайнах языка являются богатейшим материалом для уроков русского языка и логопедических занятий. Похожи и некоторые виды заданий: - найти, подчеркнуть (буквы, слова и т.д.) - вставить пропущенные буквы, слова - подобрать или образовать пару - проговорить про себя, вслух по одному, хором - распределить по группам - составить слово (из букв, слогов), предложение - найти ошибку - выписать и многие другие. Личный опыт позволяет говорить о большей эффективности, более высокой результативности у учащихся при такой организации работы, когда уроки русского языка в средней школе ведёт учитель, занимающийся с этими же детьми логопедией в начальной школе (по необходимости – и в средней). Конечно, такой вариант является исключением из правил. Тогда учителям-логопедам и учителям русского языка очень важно работать в тесном сотрудничестве. Учителя-логопеды и учителя, преподающие русский язык, могут организовать различные формы взаимодействия: Создание логопедами «логопедических минуток» для использования на уроках русского языка. Включение материала русского языка в логопедические занятия. Проведение интегрированных коррекционных занятий Проведение совместных заседаний МО. Взаимопосещение уроков. Ведение тетрадей взаимосвязи. Создание стендов и папок с полезной друг для друга информацией Совместная проверка письменных работ и техники чтения. Индивидуальные беседы и консультации. В данной статье мы не касались принципиальных отличий в подходах к воздействию на учащихся на уроках русского языка и логопедических занятиях, в программах, в требованиях, в оценивании деятельности учащихся, в формах проведения. В кратком изложении основы работы указанных выше учителей мы попытались показать то общее, что связывает эти две науки, - формирование правильной речи как общую задачу работы специалистов по логопедии и русскому языку. | |
Просмотров: 4809 | |
Всего комментариев: 0 | |