Каталог статей
Главная » Статьи » ЛОГОПЕДИЯ |
Под логопедическими разминками понимаются логопедические игры, приёмы, упражнения, направленные на развитие речевых умений, навыков, коррекцию и профилактику различных речевых нарушений. Логопедические разминки используются в специальной школе на любых уроках (а также на любых занятиях в ГПД) и являются важным звеном в осуществлении таких направлений работы школы как пропаганда логопедических знаний и сотрудничество учителей и воспитателей с логопедом. Кроме этого, такие упражнения могут использоваться родителями дома после необходимых инструкций логопеда. Логопедические разминки закрепляют речевые умения и навыки, полученные детьми на логопедических занятиях, активизируют умственную и речевую деятельность, помогают закреплению материала уроков русского языка, подготавливают к восприятию новых тем, повышают результативность логопедической работы. Всем известно, что эффективность логопедической работы во многом определяется закреплением полученных на логопедических занятиях умений в других ситуациях (в классе на различных уроках, в ГПД, в домашних условиях). Логопедические разминки, проводимые учителями на других уроках, играют важную роль в коррекции и профилактике речевых нарушений. Методическое объединение учителей-логопедов школы №663 разработало логопедические разминки для различных классов, различных уроков, для развития различных сторон речи. Мы рекомендуем проводить их как комплекс упражнений, рассчитанный на 4-6 минут от урока. Логопедические разминки могут иметь различные названия (логопедические минутки, в гостях у слова, слуховые упражнения, фонетические разминки, слоговые разминки, орфографические разминки, грамматические упражнения, артикуляционные и пальчиковые игры и т.д.) и условно делятся на группы в зависимости от целей разминки. Они составляются учителем-логопедом и рекомендуются для использования учителям школы и воспитателям ГПД на различных этапах урока (или внеклассного мероприятия) в зависимости от его темы, задач, содержания. Возможно проведение логопедических разминок учителями-логопедами. Важно обращать внимание на то, чтобы логопедические разминки гармонично вливались в урок, были связаны с темой и содержанием конкретного урока. Для коррекции письменной речи и профилактики ошибок чтения и письма возможно использование следующих логопедических разминок: 1. - найди букву среди других - построй букву из счетных палочек - узнай букву по ощущениям (по записи на спине, в «Волшебном мешочке») 2. – найди спрятанную в фигуре букву - узнай сломанную букву - преврати букву в другую - назови буквы, наложенные друг на друга 3. – на плакате с картинками назвать предметы с определенным звуком - выбрать картинки с заданными звуками - назвать первый, последний звуки в указанных предметах 4.- сложить слово из первых букв ряда слов - назвать слова по цепочке на заданный звук - заменить букву в слове, чтобы получилось новое - переставить звуки в слове 5.- вставить пропущенную букву 6. - подбери слова на заданный звук с различным количеством звуков 7. - чтение, повторение и сравнение слов, отличающихся одной буквой - найди слово в слове 8.- разгадай ребус 9.- выложи слово из кружков, гласных - подбери слово по схеме Слоговые разминки играют важную роль в тренировке навыка чтения, закрепляют зрительный образ слога, развивают внимание, память, пространственные представления, закрепляют произносительные навыки. Эти упражнения проводятся по слоговым таблицам с различными инструкциями: - читай слоги, которые я покажу - покажи слог, который я назову - прочитай слог под слогом…, над слогом…, справа от…и т.д. - подчеркни одинаковые слоги одним цветом (ми-ли-ли-ши-ми-щи-ми-ши) - найди такой же слог, какой слева (пто/ тпо пот тпо пто отп ) - прочитай цепочку слогов, соблюдая ударение - прочитай слоги, написанные разным шрифтом На уроках русского языка в средней школе полезно предлагать «трудные слоги», закрепляющие правила орфографии: Чья-чьё-чьи- чью, ля-лья ви-вьи тё-тьё, лью-шью-бью-вью-пью, чка-чки-чку, чна-чны-чно, лаг-лож-лаг Широко используются на уроках русского языка орфографические разминки: - Выпиши из слов только орфограммы - Выпиши только корень слова - Найди одинаковую часть слова (перелёт-переход), подбери с ней слова - Найди отличия в словах (леса-лиса, лёт-лёд, отварить-отворить) На любом учебном материале можно использовать следующие игры. «Найди лишнее»: Дима, Коля, Катя; Лесник, лиса, лисий; Точка, тире, корень; Грач, рожь, камыш. В.езд, л.ёт, в.юга; «Разбей на группы»: Подъезд, объём, пьём, шьёт; «Найди ошибку»: Отьезд, братя, въёт Для развития и обогащения словаря и коррекции грамматического строя речи логопеды предлагают известные в логопедической практике лексико-грамматические упражнения. Часто используются задания «Измени слово по образцу» (стоишь-стоим, учишь-…; красивая-красива, красивый-…), «Выбери правильный ответ»(материалы тестов), «Подбери подходящее слово». Интересна логопедическая разминка «В гостях у слова», которая предполагает комплексную работу со словом в течение 3-5 минут (включает подбор разных частей речи, однокоренных слов, синонимов, антонимов, ассоциаций) Представленные логопедические разминки и отдельные упражнения - лишь малая часть собранного материала. Опыт показывает необходимость и важность применения логопедических разминок в коррекционной работе школы для учащихся с ОВЗ. А внимательные и заинтересованные родители могут воспользоваться данными советами в занятиях со своими детьми! | |
Просмотров: 2925 | |
Всего комментариев: 0 | |