Каталог статей
Главная » Статьи » ЛОГОПЕДИЯ |
Пропаганда логопедических знаний как одно из направлений логопедической работы.
(«Пропаганда – распространение в обществе знаний, идей…», просвещение – знания, образование, их распространенность…»).
В настоящее время работа по пропаганде логопедических знаний имеет особое значение. Растет число учащихся с нарушениями речи, учителя и родители все чаще и чаще сталкиваются с проблемами неуспеваемости, они нуждаются в рекомендациях по работе с детьми-логопатами. Недоразвитие речи является общей проблемой. Важность этой работы заключается еще и в том, что эффективность логопедической коррекции определяется согласованной деятельностью логопеда, родителей, учителей, воспитателей. Успех ребенка зависит от закрепления полученных на логопедических занятиях умений и навыков в других ситуациях. Надо отметить, что ответственность за посещаемость учащимися логопедических занятий несет не только логопед, но и родители и учителя школы. Пропаганда логопедических знаний ведется среди двух основных групп: учителей и родителей. Они находятся рядом с ребенком большую часть времени и имеют возможность оказать влияние на развитие и коррекцию речи. Семье принадлежит первостепенная роль в общем и речевом развитии ребенка. Мать – главный учитель, воспитатель и логопед для своего ребенка. В её силах (и обязанностях) заложить основы для нормального речевого развития; учить с рождения слышать слова и звуки, объяснять, читать, рассказывать, а также заметить отставание в речевом развитии, несоответствие нормам речи; в её власти вовремя обратиться к специалисту для помощи. Оказать большое влияние на развитие речи могут и учителя. Как педагоги они могут быстро определить недостатки в речи. Их задача – обратить внимание родителей на речь ребенка, и по возможности указать на конкретные нарушения, направить к логопеду. Также внимательные учителя сами могут оказать помощь детям, используя различные упражнения для развития речи. Но часто родители не замечают недостатков речи у своих детей, не находят времени для консультаций со специалистами, не понимают важности проблемы; учителя не владеют необходимыми знаниями для выявления детей с нарушениями речи и оказания им помощи, иногда просто не знают о существовании логопеда и о возможности исправления тех или иных нарушений речи. Учителям и родителям необходимо знать некоторые вещи. Неправильная устная речь (косноязычная, некрасивая, неразборчивая), письмо и чтение с большим количеством ошибок часто вызывают чувство неполноценности, насмешки и оскорбления со стороны одноклассников, постоянные замечания и претензии учителей. Отклонения в развитии речи затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. У таких детей часто формируется негативное отношение к родному языку, к процессу обучения в целом; у них могут возникнуть психические и соматические расстройства. Ведь овладение правильной речью и своевременная помощь в исправлении речевых недостатков имеют огромное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения, для всей дальнейшей жизни. Речь занимает центральное место в процессе психического развития и напрямую связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому просвещение родителей и учителей в вопросах речевого развития и речевых нарушений является актуальной проблемой и очень важным звеном в работе логопеда.
Целями этой работы являются:
Учитель-логопед вооружает необходимыми знаниями, обучает приемам коррекции, знакомит со специальной литературой и конкретными упражнениями для развития речи, информирует, консультирует по актуальным темам и дает рекомендации. Логопеду важно установить контакт с родителями и учителями и довести до их сведения информацию о необходимости занятий с логопедом, раскрыть серьезность проблемы нарушения речи. При беседе с родителями задачей логопеда является мягкое изложение информации о существующих недостатках речи в тактичной, доступной форме. Учитель-логопед в рамках указанного направления планирует и организует различные мероприятия. Для родителей:
Для учителей:
Темы бесед, выступлений, докладов для учителей и родителей:
Варианты тем для логопедических стендов: 1. О речи детей 2. Советы родителям 3. Список полезной литературы для развития речи 4. Кто такой логопед 5. Логопедические ошибки в письменной речи 6. Артикуляционные упражнения 7. Развитие мелкой моторики 8. Как мы говорим? 9. Произносительные таблицы | |
Просмотров: 3887 | |
Всего комментариев: 0 | |