Каталог статей

Главная » Статьи » ЛОГОПЕДИЯ

Учителям начальных классов о речевых нарушениях учащихся.

Учителям начальных классов о речевых нарушениях учащихся.

 

  Одно из направлений логопедической работы - пропаганда логопедических знаний. В настоящее время, в условиях постоянного увеличения числа учащихся с нарушениями речи, эта работа приобретает особенное значение. Известно, что эффективность логопедической коррекции во многом зависит от согласованной деятельности логопеда, родителей, учителей, воспитателей по отношению к ребенку. Опыт показывает, что заинтересованность родителей в вопросах развития речи, внимание учителей к детям с речевой патологией, выполнение ими рекомендаций логопеда помогают достичь положительных результатов в более короткие сроки,

вовремя помочь ребенку.

 Но часто родители не замечают недостатков речи у своих детей, не находят времени для консультаций со специалистами, не понимают важности проблемы; учителя не владеют необходимыми знаниями для выявления детей с нарушениями речи и оказания им помощи, иногда просто не знают о существовании логопеда и о возможности исправления тех или иных нарушений речи.

  Неправильная устная речь (косноязычная, некрасивая, неразборчивая), письмо и чтение с большим количеством ошибок часто вызывают чувство неполноценности, насмешки и оскорбления со стороны одноклассников, постоянные замечания и претензии учителей.   

  Отклонения в развитии речи затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. У таких детей часто формируется негативное отношение к родному языку, к процессу обучения в целом; у них могут возникнуть психические и соматические расстройства.

  Ведь овладение правильной речью и своевременная помощь в исправлении речевых недостатков имеют огромное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения, для всей дальнейшей жизни. Речь занимает центральное место в процессе психического развития и напрямую связана с развитием мышления и сознания в целом.

  Поэтому просвещение родителей и учителей в вопросах речевого развития и речевых нарушений является очень важным звеном в работе логопеда.

  В школе, где работает логопед, эта проблема решается относительно просто. Логопед обследует учащихся, выявляет детей с нарушениями речи, консультирует учителей и родителей, проводит беседы, лекции, логопедические занятия. Известно явление логопедизации, которое заключается в пропаганде логопедических знаний в школе, в вовлечении в логопедическую работу всех участников образовательного процесса, в использовании логопедических приемов на уроках и т.д. Особенно это касается коррекционных школ, где все (или почти все) учащиеся находятся под наблюдением логопеда; им оказывается

систематическая логопедическая помощь, а учителя, благодаря логопедам, владеют элементарными знаниями по логопедии и используют на уроках упражнения для развития различных речевых умений.

  Наша статья адресована учителям, которые работают в школе без логопеда и заинтересованы в перечисленных выше вопросах.

  Речь – это сложный психофизиологический процесс, который обусловлен согласованной деятельностью многих отделов головного мозга. Речь как высшая психическая функция связана с уровнем развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Речь рассматривается как форма общения людей, сложившаяся в процессе их деятельности. Речь – это единый процесс, включающий звуковую и лексико-грамматическую стороны. Выделяют речь внешнюю и внутреннюю, диалогическую и монологическую, устную и письменную.

  Речь развивается естественным путем в процессе речевого общения на основе врожденных психофизиологических способностей. В процессе речевого опыта (в норме) формируется речевая способность, которая определяется как совокупность речевых умений и навыков, возникающих на основе полноценных предпосылок их развития. Компонентами речевой способности являются ярко выраженная вербальная память и быстрота и легкость образования языковых обобщений (что играет первостепенную роль в формировании чувства правильной речи). Предпосылками речевого развития являются

а) психическое и соматическое здоровье,

б) нормальный уровень интеллектуального развития,

в) норм.слух и зрение,

г) полноценное речевое окружение, благоприятные соц.-бытовые условия,

д) потребность речевого общения, достаточный уровень познавательной активности, развитое чувство        языка,

е) высокий уровень развития памяти, внимания, всех мыслительных операций.     

  Отсутствие одной или нескольких предпосылок ведет к различным нарушениям речи. Нарушения речи – это отклонения от речевой нормы, принятой в данное время в данной языковой среде. В современной науке речевое нарушение рассматривается как форма сложного когнитивного дефекта, который включает в себя расстройство речевой функции в связи с отклонениями в развитии неязыковых функций.

  Причины речевых нарушений могут быть различны. К ним  относят внутриутробную патологию, которая ведет к нарушениям развития плода, родовые травмы и асфиксии, заболевания в первые годы жизни ребенка, травмы черепа, наследственные факторы, неблагоприятные условия жизни и воспитания, снижение интеллекта, снижение слуха.

  Каждая из причин (или их сочетание) может вызвать то или иное нарушение различных сторон речи (звуковой и лексико-грамматической).

   У учащихся 1- 4 классов встречаются разные речевые нарушения.

   Нарушения звукопроизношения  имеются  у многих школьников и выражаются в отсутствии звуков («ябоко» вместо «яблоко»), искажениях (неправильное произношение),

заменах («клошка» вместо «крошка»). Часто не произносятся или произносятся неправильно  звуки «с», «з», «ш», «ж», «ч», «щ», «р».

Иногда при правильном произнесении звуков у ребенка обнаруживаются замены определенных звуков на близкие по акустическим признакам ( часто смешиваются глухие и звонкие, твердые и мягкие). Это связано с неразличением на слух фонем родного языка, т.е., с недоразвитием фонематического слуха (зумка» вместо «сумка», ешонок» вместо «ежонок»).

Перечисленные недостатки речи могут сочетаться. Такой вид нарушения называется фонетико-фонематическим и может отразиться на письме.

  В устной речи детей младшего школьного возраста могут быть выявлены недостатки в развитии лексико-грамматической стороны речи. Это проявляется в ограниченности словаря, трудностях в образовании и изменении слов, ошибках согласования. Такие нарушения часто связаны с социально-педагогической запущенностью или с задержкой развития.

  У ребенка может быть комплекс речевых недостатков, при котором наблюдаются и нарушения звукопроизношения, и недоразвитие лексико-грамматического строя речи. В таком случае логопеды говорят об общем недоразвитии речи.

 Правильная, развитая  устная речь – важное условие для овладения письмом и чтением. Письменная речь – это графически оформленная речь, это вторичная форма существования языка. Реализация речевой деятельности осуществляется в её основных видах: слушании, говорении, чтении и письме. Процесс письма обеспечивается работой четырех анализаторов (речедвигательного, речеслухового, зрительного, двигательного). Овладение письменной речью представляет собой сложный процесс установления связей между слышимым, произносимым, видимым и записываемым. Полноценное её усвоение связано с уровнем развития устной речи. Часто недостатки устной речи отражаются и на письме.

У учащихся школы могут быть выявлены дисграфия, дислексия, дизорфография.

Дисграфия - специфическое нарушение письма, связанное с несформированностью психических процессов, предпосылок письма или несвоевременным созреванием определенных отделов головного мозга. Дисграфия проявляется в ошибках следующего характера:

  1. Ошибки анализа и синтеза (пропуски, недописывания букв, слогов, слов); слияния и разрыв слов, предложений.

  2. Замены букв по оптическому сходству («П»-«Т», «Б»-«Д», «У»-«И»).

  3. Замены по акустическому сходству ( твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные).

  4. Аграмматизмы (несогласование слов в предложении, пропуск или неправильное употребление предлогов).

По преобладанию ошибок различного типа дисграфии классифицируются по нескольким видам:

  1. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

  2. Оптическая

  3. Акустическая

  4. Артикуляторно-акустическая

  5. Аграмматическая

Изолированно какой-либо вид дисграфии встречается редко. Чаще всего логопеды говорят о наличии смешанной дисграфии, которая сочетает в себе специфические ошибки различного характера. Некоторые авторы говорят о существовании и других видов дисграфии (ложной, дидактогенной, моторной). Дисграфия является серьезной проблемой для учителей, родителей и самих учащихся. Традиционные способы исправления ошибок, многократные переписывания одних и тех же упражнений, бесконечные диктовки не дают положительного результата. В данном случае необходима помощь логопеда. Коррекция дисграфии - это сложный и длительный процесс. Специфические ошибки не исчезают быстро. Требуются регулярные занятия со специалистом.

Помощь учителя ребенку с таким нарушением, на наш взгляд, будет заключаться в следующем:

  1. В выявлении специфических трудностей письма, внимательном отношении к учащемуся.

  2. Проведение беседы с родителями о необходимости логопедических занятий.

  3. Направление к логопеду.

  Кроме этого учитель может включать в свои уроки (по рекомендации логопеда) специальные упражнения, способствующие развитию и коррекции речи.

  Дислексия- частичное нарушении процесса чтения. Проявляется в очень медленном темпе, разнообразных ошибках (заменах, искажениях), иногда в непонимании прочитанного.

  Кроме дисграфии и дислексии у школьников часто обнаруживается дизорфография, которая рассматривается как стойкое неусвоение орфографических умений.

 Овладение письмом связано с освоением основных принципов  русской орфографии (фонетическим, морфологическим, традиционным).  Нарушения усвоения каждого из них ведет к определенным трудностям, которые проявляются в указанных нарушениях письменной речи.

Дисграфия чаще обусловлена нарушением реализации фонетического принципа. А при дизорфографии нарушается использование морфологического и традиционного принципов.

Основной трудностью указанных выше нарушений является несформированность  метаязыковых навыков (неполноценность различных видов анализа, несформированность пространственно-временных представлений, зрительных функций и др.).

  При любых речевых нарушениях необходима помощь учителя-логопеда. Кроме этого, родителям следует проконсультироваться с психологом, невропатологом, и при необходимости выполнить указанные рекомендации (соблюдение режима дня, прием препаратов, массаж и др.). результат  логопедической коррекции будет зависеть от сложности речевого нарушения, своевременности обращения к специалистам, систематичности занятий, заинтересованности ребенка и родителей и, главное, от возможностей головного мозга и индивидуальных особенностей.

 

                                                                                       

 

 

                                        

Категория: ЛОГОПЕДИЯ | Добавил: vladlogoped (31.07.2014)
Просмотров: 712 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0